Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

От винта: жизнь в «Авиадоме» секретных летчиков времен войны

Владимир Богомолов28 февраля 2020 3 822
2021-04-27T17:31:06.563000+00:00
От винта: жизнь в «Авиадоме» секретных летчиков времен войны
История первого каменного дома правобережья — от героических подвигов и репрессий до столкновения с реновацией

Массивные колонны, высокие потолки и просторные квартиры — здание на Вавилова, 35 стало первой «сталинкой» по правую сторону Енисея. В 1934 году здесь росла промышленность, а люди жили в частных домах, бараках и даже землянках. На таком фоне пятиэтажка казалась почти дворцом, и сюда заселяли лучших: лётчиков, рабочих и администрацию авиаремонтного завода. Спустя почти век «Авиадом» заметно обветшал, о прежних знаменитых соседях мало кто помнит, а вокруг сжимается кольцо панельных новостроек. 

  • Адрес: Вавилова, 35
  • Год постройки: 1934
  • Этажность: 5

Стране нужны паровозы, нам нужен металл

Свое развитие правый берег Красноярска получил именно в 30-е годы прошлого века. Здесь был один мегарайон, включавший не только городскую территорию, но и соседний Дивногорск. Правобережье было отдано под промышленность, условия здесь были подходящими: много свободных площадей, удобный для строительства рельеф.

Так в начале сороковых годов выглядели дома на проспекте Красноярский рабочий

Позже, в годы войны, тут появились красноярские предприятия-тяжеловесы: «Сибтяжмаш», Красцветмет, каучуковый завод. Многие выросли за счет переброшенных с фронта предприятий — тот же «Сибтяжмаш» был создан на основе паровозостроительного завода из Брянской области.

Одновременно встал вопрос о расселении рабочих: генплан 1934 года предусматривал протяженные магистрали с большим количеством продольных улиц. Так пытались обеспечить самый короткий и быстрый путь для людей от дома до заводов. 

В то время в стране Советов работала группа голландских специалистов, которые помогали проектировать дома и улицы, в том числе, в Красноярске. Планировалось, что к концу 60-х годов правый берег станет «соцгородом» — ему отводилась роль будущего центра Красноярска. Строить жизнь заново, выводить людей из бараков и землянок начали с проспекта Красноярской рабочий и улицы Вавилова. На последней в 1934 году как раз и появилось первое каменное здание Кировского района. 

«Авиадом»

Пятиэтажное здание строили руками заключенных. Тогда только нарождался формат «сталинок», поэтому дом получился без особых изысков — выделяются разве что колонны на нескольких балконах с парадной стороны. Однако все отличительные особенности «сталинки» были на месте: трехметровые потолки, просторные квартиры.

В новое жилье решили переселить сотрудников самолето-мотороремонтных мастерских главного управления Северного морского пути, и пилотов полярной авиации. Самый лучший дом правобережья неспроста отдали летчикам. В СССР они находились на особом положении, тогда в ходу была фраза: «Всегда считался цветом нации, кто есть, кто будет в авиации». 

Рабочие места ремонтников находились на острове Молокова, который тогда назывался Телячьим, а позже переехали еще ближе — на правый берег. Так что авиаторы жили в роскошном по тем временам жилье, в шаговой доступности от работы. Красноярец Аль Прийдак вспоминает, как квартиру в «Авиадоме» получила его семья:

Подвиг ценою жизни

На доме установлена скромная памятная табличка. Она гласит, что во время войны здесь жили пилоты, перегонявшие самолёты по авиатрассе «Аляска-Сибирь». В великую Отечественную этот путь имел стратегическое значение и был секретным: через него из США в СССР поставляли самолеты по ленд-лизу.

Памятные доски с именами летчиков установили местные школьники

За несколько лет на трассе успели поработать многие специалисты: Молоков, Водопьянов — их именами названы улицы в Красноярске. Но о том, что они останавливались и жили именно на Вавилова, 35 известно не столь широко. Еще меньше известно и о том, что «Авиадом» для ряда лётчиков стал последним местом не только жизни, но и свободы.

Новые жильцы

Сейчас дом на Вавилова не стоит особняком, а включен в общий ансамбль улицы. Квартиры занимают не лётчики, а рядовые красноярцы. Жилье, которое когда-то было роскошью, получили заводские рабочие. «Авиадом» еще в советское время перешел в распоряжение судостроительного завода, сформированного на базе авиаремонтного. 

Во дворе сохранился бывший фонтан, который теперь местные садоводы используют как клумбу

Прямо во дворе стоит газгольдер, поэтому кухонные дела позволяют сэкономить на электричестве. А вот чего действительно не хватает, так это лифта. Пять этажей в такой «сталинке» с высотой потолков больше трёх метров — это как семь этажей в новостройке. Между пролетами по-прежнему пустует пространство, где можно было бы смонтировать шахту и установит лифт. Но, по словам местных жителей, цена вопроса — больше двадцати миллионов рублей на подъезд, да и оборудовать машинное помещение попросту негде. 

Как рассказывают жильцы, главный минус здания — это перекрытия. Толстые стены из кирпича отлично сохраняют тепло и гасят шум, но перекрытия сделаны из дерева: спустя 86 лет их состояние вызывает серьезное беспокойство. При этом, ситуация изменится нескоро. Следующий капитальный ремонт намечен только на 2034 год, на вековой юбилей дома. Отремонтируют трубы горячего водоснабжения и тепла. А вот фасад обновят в лучшем случае только в 2046 году.

Вместо скоростного лифта в центре подъезда — головокружительная пропасть

Зато площадь квартир, по словам местных жителей, окупает многие неудобства. На одно жилое помещение приходится, в среднем, больше 77 квадратных метров. По меркам Красноярска с его обилием «человейников», это просто роскошь и невероятный простор. Цена за такие условия, кстати, не самая высокая: например, один из жильцов продает жилье на 95 «квадратов» за почти пять миллионов рублей. В соседней новостройке от «СибЛидера» примерно за те же деньги можно купить квартиру на 20 квадратных метров меньше. 

Соседство с историей

Район Вавилова не первый год находится в состоянии реновации: компания «СибЛидер» возводит свои высотки на месте бывших заводских бараков. Не обходится без напряжения. Так, например, покупатели жилья в высотках выступали против уплотнения застройки: пытались отстоять свои благоустроенные дворы с детскими и спортивными площадками, которые могли пойти под ковш из-за возведения новых зданий. 

Возмущал обитателей района и снос стадиона «Водник». Он был построен для заводчан в советское время, но с тех пор практически исчез и превратился в пустырь, который облюбовали местные школьники. В итоге, избежать нового соседства не получилось, и рядом с советскими пятиэтажками вырос новый микрорайон с высотками до 24 этажей. Население Вавилова сразу увеличилось на несколько тысяч человек.

Жильцы Авиадома не против обновления района. По их словам, старые бараки производили гнетущее впечатление, и становились порой местами криминального напряжения. Но не все так гладко в деле реновации. Например, часть их придомой территории просто «оттяпали», а соседние дворы у новостроек огородили заборами. Поэтому любоваться новыми детскими площадками приходится через решетки.

Все для жизни

Вавилова быстро застраивается, поэтому растет и нагрузка на уже сложившуюся инфраструктуру. При этом, на работу ездят скорее отсюда, чем сюда. Поэтому в округе много продуктовых магазинов, есть лавки сапожника и часовщика, но вот зайти перекусить практически некуда. За основным досугом придется выходить в район проспекта Красноярский рабочий. Благо, по времени прогулка займет около десяти минут.

Детские сады. До муниципального садика идти совсем недалеко — около пяти минут пешком. Он разбит сразу на несколько филиалов и может принять в общей сложности тысячу ребятишек. Отзывы отличные. Но ждать нового здания не стоит. Всё-таки район хоть и не самый старый в городе, но большая часть образовательных учреждений построена еще в прошлом веке.

А вот частный сад находится сразу в соседнем дворе. Месяц занятий там обойдется в 12 тысяч рублей. Но муниципалитет зачастую компенсирует родителям большую часть затрат.

Образование. Через дорогу стоит лицей 11. Славится он тем, что ученики активно изучают историю трассы «Аляска-Сибирь» и даже помогали в увековечении памяти тех людей, кто приложил руку к работе «АлСиба». Хотя оценки у лицея средние. Кто-то восхищается педагогами, а кто-то, наоборот, ругает их за самоуправство и излишнюю строгость. 

Зато по окончании школы можно пешком ходить в университет. Если поступить в институт цветных металлов при СФУ, то дорога на пары будет занимать около десяти минут. Если с точными науками не складывается, то ребенка можно отдать в речное училище. Два таких разных места, а находятся совсем близко друг от друга.

Медицина. До детской поликлиники — чуть больше километра, и прогулка займет около 12 минут. С ребенком — чуть больше. Как это часто бывает, отзывы совершенно разные: от хвалебных до крайне негативных. Как итог, средний балл за приём и обслуживание пациентов. 

С медициной для взрослых ситуация идентичная. Идти пешком около десяти минут. Зато в распоряжении сразу две поликлиники: от Сибирского научно-клинического центра и муниципальная. У первой оценки средние, у второй — ниже двойки по пятибалльной шкале. 

Спорт и отдых. Поплавать в хлорированной воде можно в соседнем бассейне «Цветмет». Месячный абонемент стоит от 1360 рублей. Но предпочтение там отдают студентам СФУ, а случайному посетителю достается не самое удобное время. Если хочется более удобного графика, то к услугам футбольные школы, клуб смешанных единоборств или зал йоги.

Если перенапрягаться не хочется, то можно просто погулять. Исторически сложилось, что правый берег гораздо более «зеленый», чем левый. Поэтому на выбор сразу несколько скверов, аллей и небольшая набережная за ТЦ «Красноярье».

Транспорт. »Авиадом» и улица Вавилова — это транспортная артерия. Но параллельно проходит и проспект Красноярский рабочий, который имеет статус главной магистрали правобережья. Десять минут пешком и открывается путь в любую точку города на автобусе. Еще есть трамвай, чем не может похвастаться левый берег и исторический центр. По рельсам без пробок можно довольно быстро пересечь Красраб.

Правда, через эту часть города проходят и большие транзитные потоки. Поэтому в автобусе скорее всего придется стоять, а не сидеть. Автомобилистов ждут пробки, если утром ехать в центр через Предмостную.

Посмотреть на карте

Коротко о главном

  1. «Авиадом» — это типичная «сталинка»: высокие потолки, просторные квартиры. Возраст здания вызывает опасения в его надежности. Но, при этом, состояние дома неплохое: по программе капитального ремонта восстановили крышу, в подъездах чисто.

  2. Дом имеет интересную историю. Не каждый может похвастаться тем, что в его квартире жил Герой Советского Союза, или просто человек, который работал на секретной трассе «Аляска-Сибирь».

  3. Квартиры заметно выделяются на фоне современных предложений. Сейчас в ходу жилплощадь в тридцать квадратных метров, здесь же — в два-три раза больше.

  4. Вокруг активно идет застройка. Новые дома подступают все ближе к советскому архитектурному наследию. И такая эклектика порой кажется неуместной. Зато район получает новый импульс к жизни и развитию.

  5. Школы и детские сады находятся в шаговой доступности. Но плотность населения непрерывно увеличивается, поэтому и своей очереди, возможно, придется ждать долго.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru